И ЛЬЕТСЯ СВЕТ БОЖЕСТВЕННЫЙ С НЕБЕС…

Витражи в храмах Казани
Казань – город многоконфессиональный. Храмы разных религий, разрушенные или вовсе уничтоженные в нашем городе в прошлых веках, за последние двадцать лет были воссозданы, либо отреставрированы. Разумеется, возвращая некогда утраченную драгоценность, хочется сделать ее еще более прекрасной, более сияющей. Многие современные казанские культовые сооружения поэтому имеют и такое украшение как витражи. Некоторые из них выполнила мастерская художественного витража «Биларт».
Удивительно красивые, поражающие воображение, таинственные, манящие, приковывающие взоры и погружающие в фантастическую атмосферу игрою света и красок – всё это витражи, одно из самых замечательных творений человеческих рук. Когда точно началась история витражей, сегодня сказать сложно. Но «отправной точкой» этого вида искусства всё же с уверенностью можно назвать эпоху христианского храмового строительства. Именно в культовых сооружениях, а не в светской архитектуре, витражи получили свое развитие. Солнечный свет, проникающий сквозь окна храма, символизирует свет божественный. Пропущенный же через цветное стекло витража, он словно отрывает человека от земли, погружая во внеземную красоту, создает особый эмоциональный настрой, устремляя мысли к горнему миру.
Примерно с 10 века витражи стали неотъемлемой частью готических соборов. Высокие и узкие стрельчатые окна таких храмов позволяли создавать целые картины на библейские сюжеты. Украшались витражами и круглые окна – «розы», заменившие собою исчезнувшие из архитектуры готических храмов купола. Причем иконография витражей главной «розы» строго следовала канону: в центре окна размещался образ Христа Вседержителя или Святого Духа, кругом ангелы и пророки, далее – столпы веры и события священной истории. Миру известно множество настоящих шедевров храмового витражного искусства со времен средневековья, некоторые из которых были занесены в список ЮНЕСКО (например, Ахенский собор в Германии или Шартрский собор во Франции, который часто называют «стеклянной Библией»). Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…
Окна католического храма Воздвижения Святого Креста 2008 года постройки, что на улице Островского в Казани, тоже украшены витражами, отображающими различные аспекты жизни Спасителя: Христос – агнец, Христос – пастырь и т.д.
Что касается русских православных храмов, то витражные окна стали появляться в них довольно поздно – лишь в 19 веке. Первым зданием в России, при строительстве которого было массово применено декоративное полихромное остекление, стала церковь во имя св. Александра Невского в Санкт-Петербурге. Витражи украсили практически все окна храма. И хотя со временем в российских церквях витражи стали появляться чаще, большого распространения они так и не получили. И дело здесь не столько в высокой стоимости витражей (хотя, конечно, столь дефицитное украшение могли получить только большие кафедральные соборы), сколько в отношении русского человека к вере и храму как дому Божию. Свет, символизирующий самого Христа, в понимании православного христианина не может быть цветным. Кроме того, разноцветное свечение может исказить лики святых на иконах, которых в православных храмах, в отличие от католических, довольно много.
Тем не менее в 19 веке, как мы уже сказали, витражи появлялись в русских церквях, и это были довольно искусные работы. И хотя опять же не так часто, но и современные православные храмы иногда украшаются художественным витражом. Вот и нашей мастерской несколько лет назад довелось изготовить орнаментальный витраж для алтаря одного из храмов Казанского Свято-Успенского женского монастыря, более известного у горожан как Зилантов монастырь. Этот самый древний монастырь Казани, расположенный на Зилантовой горе (на которой, по преданию, когда-то обитал крылатый дракон Джилант) более чем в двух километрах ниже от Казанского кремля по старому руслу Казанки, был основан самим царем Иоанном IV (Грозным) для вечного поминовения воинов, павших при взятии Казани. Изначально деревянный, в 17 веке монастырь начал отстраиваться в камне, пережив время своего расцвета в 17-18 веках. А вот 20-й век стал для закрытой уже обители губительным: на ее территории располагались детская колония, склады, гаражи, коммунальные квартиры… От монастырских строений практически ничего не осталось. В 1998 году монастырь передали Казанской епархии и возродили уже как женский (до революции он был мужским). Почти все постройки были отстроены заново, а в центре монастырской площади вырос новый Троицкий собор – точная копия одноименного собора Троице-Сергиевой Лавры.
Хотя чаще заказать витраж в нашей мастерской приходят отнюдь не духовные лица, а обычные люди, решившие установить красивые витражные окна в своих домах или привнести изюминку в интерьер жилища, работа на таких грандиозных объектах как храмы всегда особенно воодушевляет. Особенно когда видишь, сколь важно это для верующих людей. Так было и с Казанской синагогой, что на улице Профсоюзной. Дом под номером 15 был построен (а точнее переоборудован из жилого здания под молельный дом) еще в 1915 году на средства еврейской общины Казани. Но уже в 1929 году синагогу закрыли и разместили в ней Дом еврейской культуры, позднее Дом учителя. В 1996 году здание вернули верующим, началось его восстановление. В этом процессе приняла участие и наша мастерская художественного витража, изготовив витражные окна с виноградными лозами, витражи для входных дверей, молельного зала синагоги. Под снятой облицовкой фасада здания обнаружилось арочное окно, для которого нами, под чутким руководством главного раввина Казани и Татарстана Ицхака Горелика, был создан витраж со скрижалями завета. У нас до сих пор хранятся подписанные раввином эскизы. Все наши работы в синагоге – это витражи тиффани, классический паяный витраж, изобретенный еще в 19 веке американцем Луисом Комфортом Тиффани.
В 2015 году, в год своего 100-летия, обновленная Казанская синагога под песни и пляски гостей торжественно распахнула свои двери для верующих. И нам очень радостно, что двери эти украшены витражами мастерской «Биларт»!
Не обошло стороной витражное искусство и еще одну мировую религию – ислам. Можно вспомнить хотя бы такие шедевры как иранская мечеть Насир аль Мульк, построенная в 1888 году в Ширазе, или еще более ранняя Стамбульская Голубая мечеть с ее 260-ю витражными окнами.
В украшении мечетей есть свои особенности, отвечающие требованиям религии. Так, здесь вы никогда не найдете изображения живых существ, а поэтому и в витражах обычно используются традиционные узоры – геометрический («гирих») или флористический («ислими»).
Казанским татарам искусство витражей знакомо издавна. Мы уже упоминали в одной из наших предыдущих статей о том, как богатые купцы украшали витражами изящные балкончики своих усадеб. Что уж говорить о современных мечетях Казани и Татарстана, в строительство которых вложено столько души! Конечно же, витражи здесь заняли достойное место. Мастерской «Биларт» посчастливилось поработать над витражами главного современного архитектурного символа Казани – мечети Кул Шариф в Казанском кремле, отмечающей в этом году свой 15-летний юбилей. Нами были выполнены витражи входных групп, что в холле мечети, ведущих в женский молельный зал и на туристические балконы. Здесь мы применили технику фьюзинг (подробнее о техниках см. в статье «Многообразие витражей и идеи их применения»).
Людям свойственно с особой любовью украшать свои храмы, а поэтому, думается, и витражи, как необычайно изящный и утонченный элемент декора, всегда будут занимать свое особенное место в этой нише. Изготовление витражей – работа весьма трудоемкая, но всегда неповторимая в своем роде. Каждый новый витраж, проходя через руки мастера, наполняется его любовью и творческой мыслью. В этом смысле витражи для храмов особые, ведь к ним будут прикасаться взоры людей, приходящих раскрыть свое сердце перед Всевышним. Это уже не просто композиция из кусочков цветного стекла, это – окошко в Вечность…

Автор статьи: Ирина Варламова