Второй газопровод: в чем сила Сибири?

Правительство РФ планирует полностью газифицировать страну с 2020 по 2030 год. Для реализации национального проекта планируется запустить проект «Сила Сибири-2» — дополнительный трубопровод не только поддержит мощности первого потока «Силы Сибири», но и создаст возможность газифицировать отдаленные регионы России. Программа газификации на 2021-2025 годы уже согласована с властями 14 регионов РФ, что говорит о скором развитии внутреннего газового рынка.

 

Газопровод «Сила Сибири-2», мощностью до 50 млрд м3 газа в год, пройдет через территорию Монголии уже в 2020 году. Отдельная компания, которая будет разрабатывать технико-экономическое обоснование проекта магистрального газопровода, будет создана также на территории государства, граничащего с Россией на севере и с Китаем на юге. На строительство нового трубопровода уйдет около 4-6 лет и примерно 1,5−1,6 трлн. рублей.

 

Появление второго газопровода для обеспечения голубым топливом Дальнего Востока, Арктики и Китая на данный момент актуально как никогда. Исторически сложилось так, что весь экспорт природного газа, добытого в РФ, проходил в европейском направлении. По итогам 2019 года его объем, распределенный по странам Европы составил 219,9 млрд кубометров (около $41,6 млрд). Крупнейшими потребителями российского природного газа стали Германия (24,9% всего экспорта), Белоруссия (9,2%), Австрия (7,6%), Турция (6,8%), Италия (6,5%). Однако в 2020 году спрос на экспортируемый из РФ ресурс ощутимо сократился из-за пандемии коронавируса – в начале лета европейские газохранилища были заполнены на 77%, хотя обычно такая наполняемость достигается только осенью. По состоянию на сентябрь 2020 года хранилища в Европе заполнены на 94,5%. В связи с этим к концу текущего года прогнозируется снижение экспорта природного газа в Европу на 16,4% (184,4 млрд куб. м) меньше прошлогоднего показателя.

В Китае же спрос на сжиженный природный газ превысил показатели 2019 года почти на 50%, и продолжает динамично увеличиваться. После принятия руководством КНР решения отказаться от угля, Поднебесная стала одним из самых перспективных направлений реализации ресурса для России.

Так как перспективы европейского рынка пока неясны, РФ планирует закрепиться на китайском рынке в качестве основного поставщика. «Сила Сибири-2» позволит объединить газотранспортные системы запада и востока, что даст России возможность оперативно перенаправить европейские экспортные объёмы природного газа в Китай. Когда газопровод заработает на полную мощность, «Сила Сибири-2» будет поставлять в Китай 38 млрд. кубометров газа в год. Это составит 13% от сделает страну вторым крупнейшим закупщиком российского топлива после Германии.

 

К тому же, природный газ — драйвер экономического роста регионов, что является одной из главных задач национальной программы по развитию Дальнего Востока и Арктики. Поэтому актуальность введения второго газопровода «Сила Сибири-2» заключается в обеспечении газом отдаленных регионов России, по территории которых будет проложен путь трубопровода. К ним относятся Красноярский край, Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край и еще 10 регионов, которые подписали программу газификации до 2030 года. На газификацию регионов это за 2021-2025 годы будет потрачено в три раза больше средств, чем в предыдущую пятилетку – около 500 млрд рублей, в том числе 246,809 млрд рублей на строительство газопроводов-отводов и газораспределительных станций (ГРС) и 279,309 млрд рублей — на межпоселковые газопроводы.

 

Еще одним преимуществом «Силы Сибири-2» станет новый рынок сбыта российского газа —  Монголия. Газопровод мощностью 30 млрд. кубометров в год будет тянуться с Ямала вдоль действующей системы труб в России до Алтая, а затем пересечет российско-китайскую границу в горах между Казахстаном и Монголией. На данный момент проводить газопровод через Алтай технически сложно. Помимо этого, трубопроводу придется пересекать священное для коренного населения региона плато Укок — большая часть его территории входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Маршрут через Монголию провести проще и дешевле, а также одновременно газифицировать Улан-Батор (столицу Монголии). Но главное преимущество транспортировки газа через Монголию в том, что ресурс будет доставлен не в западный Китай — малонаселенный и обеспеченный среднеазиатским газом (в основном, из Туркмении), — а в густонаселенные районы северо-восточного и центрального Китая.

 

На данный момент система газопроводов является самым высокотехнологичным и максимально безопасным с экологической точки зрения способом транспортировки топлива. Ее главное преимущество перед другими видами транспорта — способность проводить транзит ресурсов с высокой эффективностью и большой скоростью. За последние годы Россия построила экспортных газопроводов общей мощностью 140 млрд м3: Голубой, Турецкий, Северный потоки и Силу Сибири. Создание второго трубопровода «Сила Сибири-2» для транспортировки природного газа на восток гораздо выгоднее, чем его доставка путем железнодорожных перевозок. Трубопровод имеет высокую пропускную способность и автоматизированный процесс загрузки и разгрузки топлива, минимизированы потери груза. Кроме того, трубопровод дешевле строить и содержать сопутствующую ему инфраструктуру.

 

В первом полугодии 2020 года внутренний российский рынок стал основным рынком сбыта природного газа.  Продано около 40 млрд кубометров и до конца года есть возможность реализовать еще столько же. Ни одна страна мира не покупает у России такие объемы ресурса. Экономия средств на транспортировку и налоговых пошлин дает возможность продавать газ в России выгоднее, чем его экспортировать. Пока неизвестны тарифы на газ, планируемые в 14 регионах, подписавших программу газификации, но использование голубого топлива позволит решить экологические вопросы региона, промышленные предприятия которого до этого работали на угле.

 

В любом случае, запуск «Силы Сибири-2» даст положительный экономический эффект практически во всех сферах деятельности регионов, даст новые заказы трубной промышленности с потенциалом годового роста 5%, инженерным и сервисным компаниям и обеспечит рост промышленного производства в регионах Восточной Сибири более 10%.

Олег Шевцов, генеральный директор АО «Трансэнерком»



Обязательно к прочтению!

Материалы на сайте размещаются в соответствии с условиями, представленными на странице "Условия".

Публикация, размещенная на данной странице, является исключительно выражением личного мнения её автора! Автор указан рядом с заголовком публикации.

Этот материал никак не связан с сотрудниками сайта или его владельцем и не обсуждался с ними перед публикацией!

В случае, если данная публикация нарушает Ваши права, просьба перейти на страницу "Контакты" и следовать предложенной там инструкции.